Публичный доклад
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г.Саяногорск
детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин»
В публичном докладе подведены итоги работы коллектива детского сада за 2011-2012 учебный год.
1. Общая характеристика учреждения
ТИП: Бюджетное учреждение
ВИД: Детский сад комбинированного вида
Статус: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск детский сад комбинированного вида
Год основания: 01 июля 1986года
Наименование по Уставу: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин»
Учредитель: Муниципальное образование город Саяногорск.
Лицензия: Серия 19 А № 0000562, регистрационный № 1265 от 01.12.2011г.
Свидетельство о государственной аккредитации: Регистрационный № 895 от 01.12.2009г.
Срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности от 01.12.2011г. – бессрочно.
Адрес: 655600, Республика Хакасия, г. Саяногорск, Ленинградский микрорайон, дом № 30. Телефоны: 8(39042) 6-24-93; 6-35-34
Электронный адрес: dsdelfin@mail.ru.,
Официальный сайт: dsdelphin.narod.ru
Здание детского сада типовое, двухэтажное, с 10 групповыми ячейками ( игровые, спальные помещения, помещения для занятий), музыкальный, спортивный и тренажерный залы, три кабинета узких специалистов, бассейн, сауна, медицинский блок с физиокабинетом. Оборудование соответствует требованиям СанПиН. Вблизи детского сада расположены МБОУ СОШ №6, детский дом, филиал центральной детской библиотеки, сбербанк, автобусная остановка по маршруту №1.
Режим работы: 12 часовой, с 7.00 до 19.00часов, пятидневная рабочая неделя.
Структура и комплектование групп в 2011-2012 учебном году
№ | Наименование групп | Количество групп | Наполняемость групп |
| Общеразвивающие группы | 4 | 100 |
1. | 1 младшая группа (с 2 до 3 лет) | 1 | 23 |
2. | 2 младшая группа (с 3 до 4 лет) | 1 | 24 |
3. | Средняя (с 4 до 5 лет) | 1 | 28 |
4. | Старшая, подготовительная группа (с 5 до 7 лет) | 1 | 25 |
| Компенсирующие группы | 6 | 88 |
5. | Средняя группа (с задержкой психического развития с 4 до 5 лет) | 1 | 12 |
6. | Старшая (с задержкой психического развития с 5 до 6 лет) | 1 | 13 |
7. | Старшая, подготовительная группа (с задержкой психического развития с 5 до 7 лет) | 1 | 12 |
8. | Старшая группа (с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи с 5 до 6 лет) | 1 | 15 |
9. | Подготовительная группа (с общим недоразвитием речи с 6 до7 лет) | 1 | 15 |
10. | Разновозрастная группа (со сложной структурой дефекта с 3 до 7 лет) | 1 | 10 |
11. | Группа кратковременного пребывания (группа предшкольной подготовки с 5,5 до 7лет) | 1 | 11 |
| ИТОГО: 11 ГРУПП | 11 | 188 |
Состав воспитанников
В 2011-2012 учебном году детский сад посещали 188 детей в возрасте от 2-х до 7 лет, функционируют 11 групп.
Социальный статус семей воспитанников МДОУ детский сад № 20 «Дельфин»
Полные семьи | Неполные семьи | Многодетные семьи |
126 | 48 | 14 |
Образовательный уровень семей (%)
| Высшее | Среднее-спец-е | Среднее |
Мамы | 40 | 48 | 12 |
Папы | 31 | 40 | 29 |
Психологический климат в семье
Благоприятный психологический климат наблюдается в 182 семьях. Приоритетным направлением в деятельности детского сада остается организация взаимодействия с семьями воспитанников. Сотрудничество строится с учетом того, что социализация ребенка осуществляется, прежде всего, в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей и отношений. Решение этой задачи коллектив детского сада видит в поиске и внедрении новых, современных форм сотрудничества.
В детском саду создана и продуктивно работает социально-психологическая служба, одной из основных задач которой является выявление в ДОУ и в микрорайоне семей, оказавшихся в социально-опасной ситуации и оказание им психолого-педагогической помощи. Разработан ряд локальных актов. Работает Совет по профилактике, возглавляемый заведующим детским садом. Заседания Совета проводятся один раз в 2 месяца, при сложных ситуациях - по мере необходимости. За 2011-2012учебный год Совет собирался 9 раз. Семьи, состоящие на внутрисадовом учете, посещаются на дому социальным педагогом и педагогом-психологом не реже двух раз в год. На каждого ребёнка в начале учебного года специалистами ДОУ составляется индивидуальная программа реабилитации и адаптации, после посещения семьи составляется акт по социально-бытовым условиям проживания. С родителями проводятся консультации, педагоги вовлекают их в различные мероприятия детского сада и города. На начало учебного года на внутрисадовом учёте стояли 6 семей, требующих особого внимания, на конец учебного года 2 семьи сняты с учета в связи со стабильным улучшением микроклимата в семье. С 4 семьями работа продолжается.
Предшкольное образование
В группу предшкольной подготовки набираются дети, ранее не посещавшие детский сад, Такая группа обеспечивает более успешную адаптацию ребенка на переходном этапе от дошкольного возраста к младшему школьному и дает ему сумму знаний и умений, а также помогает в сохранении здоровья и развитии личности каждого ребенка. Средне-списочный состав воспитанников группы предшкольной подготовки в прошедшем учебном году составил 11 человек.
Работа с детьми в группе велась по образовательной программе, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа каждый год корректируется для вновь прибывших детей.
Продолжительность обучения составляет 32 недели с 1 октября по 15 мая, с учетом трехнедельных каникул в ноябре, январе и марте, общее число занятий 435. С детьми, нуждающимися в речевой коррекции, проводится работа учителем–логопедом, дети посещают логопункт 2 раза в неделю. Режим работы группы включает не только время на проведение учебных занятий, но и время для развития способностей и занятий по интересам. Дети предшкольной группы имеют возможность посещать кружки, бассейн.
Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий составляет 30 минут. Перерыв между занятиями 15 минут. Между вторым и третьим занятием планируются игровой час и завтрак. После третьего занятия дети идут на прогулку. Время пребывания детей в детском саду 4 часа (с 8.30 до 12.30 часов). В группе для детей организован завтрак в 1030, в меню: чай, какао, компот, сок, хлеб с маслом, печенье, вафли, пряники, конфеты, фрукты. Стоимость питания около 10 рублей день.
Результаты диагностики за три года
Год | 2009 – 2010 | 2010 – 2011 | 2011 – 2012 | |||
Уровни | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Высокий | – | 2(17%) | – | 2(16%) | 3 (27%) | 5(46%) |
Средний | 6(50%) | 10(83%) | 5(50%) | 7(54%) | 7 (64%) | 6(54%) |
Низкий | 6(50%) | – | 5(50%) | 4(30%) | 1 (9%) | – |
Родители работой группы довольны. Группа востребована, так как в ней дети, не имеющие возможности посещать детский сад, привыкают к будущей школе, адаптируются к условиям учебной деятельности, а их родители получают грамотное направляющее воздействие при подготовке ребёнка к школе. Подготовка к обучению в школе не дублирует программу первого класса. Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет определяется тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.
Как альтернативная форма дошкольного образования на базе детского сада продолжил свою работу медико-педагогический консультационный пункт для неорганизованных детей города, цель работы которого заключается в оказании помощи родителям неорганизованных детей, нуждающихся в медицинской и педагогической коррекции.
Пункт работал ежедневно с 15.00 часов. Разработана и утверждена форма журнала посещений пункта и Положение. За период работы в пункт обратились 134 семьи, из них, имеющих детей:
- от 0 до 1 года - 89 семей;
- от 2 до 4 лет – 32 семьи;
- от 4 до 7 лет – 13 семей.
Также на приеме у специалистов были дети из детских садов города: № 10, 3, 29.
Получили консультацию и практическую помощь у учителей–логопедов и учителей– дефектологов 7 детей в возрасте от 2 до 7 лет, обследование по речевому развитию получили 5 детей в возрасте от 3 до 6 лет, проведены коррекционные занятия с 3 детьми, 4 детей из обратившихся направлены на ПМПК города и зачислены в группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультации у врача-невролога получили 89 детей, им рекомендовано медикаментозное лечение, массаж и физиолечение.
Органы государственно-общественного управления
Управление в ДОУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом дошкольного учреждения, строится на принципах самоуправления.
Управляющая система состоит из двух структур:
I. Государственно-общественное управление
Совет ДОУ | Утверждает Проект развития ДОУ |
Участвует в создании оптимальных условий для организации педагогического процесса | |
Организует общественный контроль за охраной здоровья участников образовательного процесса | |
Оказывает практическую помощь в установлении связей с учреждениями культуры и спорта для организации досуга воспитанников | |
Согласует и утверждает локальные акты | |
Педагогический совет | Обсуждает и утверждает годовой план работы ДОУ |
Утверждает образовательную программу ДОУ | |
Утверждает рабочие учебные программы | |
Утверждает локальные акты ДОУ | |
Заслушивает информацию и отчеты педагогических работников | |
Подводит итоги деятельности ДОУ | |
Родительский комитет | Разрабатывает предложения по направлениям: |
Охрана прав и законных интересов детей | |
Организация педагогического процесса | |
Охрана и укрепление здоровья детей | |
Организация досуга детей | |
Подготовка детского сада к новому учебному году | |
Общее собрание трудового коллектива | Разрабатывает и принимает правила внутреннего трудового распорядка |
Разрабатывает и принимает коллективный договор | |
Разрабатывает и принимает Устав ДОУ, вносит предложения по его изменению и дополнению |
II. Административное управление
I уровень – заведующий ДОУ | Обеспечивает материальные, организационные, правовые, социально – психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в ДОУ. Объект управления заведующего – весь коллектив. |
II уровень – старший воспитатель, завхоз, медсестра |
|
III уровень – педагоги и обслуживающий персонал | Объект управления – родители и дети |
Стратегическое управление осуществляет заведующий детского сада совместно с Советом трудового коллектива и общественно-государственными органами управления, в которых имеются представители от каждой группы детского сада. На этом уровне решаются принципиальные по важности вопросы в жизни детского сада: разработка общеобразовательной программы, разработка Устава детского сада и локальных актов, организация помощи по укреплению материально-технической базы в группах, определение путей достижения избранных целей. Обеспечивается гласность и открытость в работе детского сада.
В течение 2011-2012 учебного проводились заседания, где рассматривались самые разные вопросы жизнедеятельности детского сада.
Наличие сайта обеспечивает гласность и открытость в работе детского сада.
Адрес сайта: dsdelphin.narod.ru
Информация, отражаемая на сайте, содержит следующие разделы:
ü информация об учреждении;
ü официальные документы;
ü образовательная деятельность;
ü государственно-общественные органы управления;
ü ссылки на официальные и образовательные ресурсы;
ü новости;
ü информация о педагогическом коллективе и его деятельности;
ü информация о партнерах;
ü обратная связь.
Размещается и обновляется информация на официальном сайте 1 раз в месяц.
Особенности образовательного процесса
Содержание обучения и воспитания детей
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией образовательных программ.
Программа, авторы | Количество групп |
От рождения до школы. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева | 5 |
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной | 2 |
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития под редакцией С.Г.Шевченко | 3 |
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева | 1 |
Реализация программ детского сада
С воспитанниками ДОУ реализуется личностно-ориентированная модель организации воспитательно-образовательного процесса, состоящая из трех блоков:
I. Организованная образовательная деятельность | II. Совместная деятельность | III. Самостоятельная деятельность детей |
Занятия в соответствии с образовательной и рабочими учебными программами | Беседы, экскурсии, чтение, слушание; разнообразные игры (творческие и с правилами); досуги, развлечения, праздники; тренинги; этюды; экспериментальная, экологически ориентированная, театрализованная, конструктивная, проектная деятельность; кружковая работа; продуктивная деятельность; бытовой труд; песочная игротерапия; моделирование | Сюжетно-ролевые, режиссерские, настольно-печатные игры; художественная, изобразительная, театрализованная деятельность; конструирование; моделирование; ручной труд; игры с песком и водой |
На основе сводных групповых показателей развития детей составлена диагностическая карта по освоению детьми образовательных программ, показывающая эффективность всех развивающих, обучающих и коррекционных мероприятий в 2011-2012 учебном году в процентном соотношении.
Программы | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
От рождения до школы. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. | 45,2 | 46,5 | 8,3 |
От рождения до школы. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. (ГКП) | 49,9 | 47,8 | 2,3 |
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина | 51,5 | 35,9 | 12,6 |
Подготовка к школе детей с ЗПР. С.Г.Шевченко. | 21,3 | 49,4 | 29,3 |
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Е.А.Екжанова. | 2,5 | 28,8 | 68,7 |
Программы дополнительного образования (общеразвивающие группы) | 54,1 | 35,6 | 10,3 |
Всего выпущено из коррекционных групп 27 детей. Из 14 детей с нарушениями речи по результатам городской ПМПК чистую речь имеют 10 детей (72 %), значительное улучшение имеют 4 ребенка (28 %). Из 10 детей с задержкой психического развития городской ПМПК в массовую школу направлен 1 ребенок (10 %), в коррекционную – 9 детей (90 %), из группы детей со сложной структурой дефекта 3 детей будут обучаться в коррекционной школе.
Показатели психолого-педагогической диагностики по готовности детей к школе
Группы | Высокий | Средний | Низкий |
Общеразвивающие | 66,6 % | 33,4 % | - |
Группа кратковременного пребывания | 33,3 % | 66,7 % | - |
Группа детей с задержкой психического развития | 100 % | - | - |
Группа детей со сложной структурой дефекта | 30 % | 60 % | 10 % |
Данные результаты являются высоким показателем, свидетельствующие о достаточной сформированности у воспитанников предпосылок учебной деятельности: умение ребенка работать в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, вовремя остановиться при выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение другого.
Качество освоения выпускниками детского сада образовательных программ:
Программа | Кол-во детей | Качество освоения программы (%) | ||
Выс. | Сред. | Низ. | ||
«От рождения до школы» | 9 | 73,3 | 26,7 | - |
«Подготовка к школе детей с ЗПР» | 10 | - | - |
|
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи» | 15 | 66,6 | 33,4 | - |
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта» | 3 | - | 33,4 | 66,6 |
«От рождения до школы (ГКП)» | 3 | 49,9 | 47,8 | 2,3 |
Особое место отводится методической службе детского сада, которая является связующим звеном между жизнедеятельностью педагогического коллектива и системой образования, основным назначением которой является создание коллектива единомышленников, готовых к самообразованию и саморазвитию. На данном этапе методическая служба решает задачи поиска и обобщения педагогического опыта, повышения профессионального мастерства каждого педагога и развития творческого потенциала. В отчетном году в работе с педагогами были использованы следующие формы:
- проведены заседания педагогических Советов в форме круглого стола «Современное дошкольное образовательное учреждение, как пространство заботы о здоровье воспитанников», педагогического журнала «Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду», конференции «Эффективность деятельности ДОУ за 2011-2012 учебный год», отчетов руководителей творческих групп по реализации проектов в рамках Программы развития.
В жизни детского сада активно участвуют и общественно-государственные органы. Перед ними стояла непростая задача: доводить до каждой семьи идеи сотрудничества. Результатом работы является:
- повышение активности родителей в жизни детского сада;
- установление разных формы сотрудничества;
- совместное решение актуальных вопросов воспитания детей на заседаниях педагогических Советов;
- выставка поделок, рисунков и стенгазет;
- участие в праздниках и досугах, разыгрывание сказок в группах;
- участие в проверках работы пищеблока;
- участие в проверках по питанию;
В настоящее время перед общественно-государственными органами управления стоят следующие задачи:
- психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей из молодых семей;
- повышение активности родителей участии в мероприятиях детского сада.
Таким образом, перед коллективом детского сада стоит задача создания команды единомышленников, вместе успешно решающей общие задачи.
Охрана и укрепление здоровья детей
Базой для реализации образовательной программы является укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование у них основ двигательной и гигиенической культуры. Наше дошкольное учреждение как непрерывное звено здоровьесберегающего образования предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Это использование ИКТ на занятиях, разработка проектов, модульный принцип обучения и воспитания. У нас созданы условия для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма: оборудованы физкультурные уголки в каждой группе, имеется нестандартное оборудование, изготовленное руками воспитателей и родителей. В работе дошкольного учреждения по физкультурно-оздоровительному направлению используем разнообразные формы организации двигательной активности - утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, прогулки, досуги и праздники, развлечения. Здоровьесберегающая среда в группах и на территории детского сада, наполнена различными средствами, используемыми при выполнении зрительной гимнастики, дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, для закаливающих процедур. На участках имеются малые формы для развития ловкости, силовых качеств. На прогулках дети имеют возможность закрепить знания ПДД.
Педагоги ДОУ создают комфортную образовательную среду и приучают дошкольников к здоровому образу жизни, ведут профилактику заболеваний, помогают сохранять здоровье детей через формирование доступных первоначальных представлений и знаний об организме человека, влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья; организацию занятий по воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей, предусматривающих активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей; ежемесячное проведение Дней здоровья, с целью активизации двигательной активности, снижения умственной нагрузки, развития эмоциональной сферы. В этот день с детьми проводятся развлечения, игры, в игровой форме даются сведения об организме, закрепляются знания о влиянии пищи на здоровье.
Организованы физкультурно-оздоровительные кружки, направленные на формирование здорового образа жизни. В рамках дополнительного образования разработана и апробирована рабочая программа валеологической направленности «Здоровячок», цель которой – формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, своим возможностям и способностям. В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей находится семья. Совместно с семьями воспитанников решаем вопросы укрепления здоровья и физического воспитания дошкольников. Стало традицией проведение различных спортивных праздников для воспитанников и их родителей, таких, как «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Осенний марафон». Проводим консультации на тему оздоровления и укрепления здоровья детей.
У нас созданы условия, для детей, имеющих особые образовательные потребности. Но, при этом, инклюзивные подходы, являются более гибкими для удовлетворения различных потребностей в воспитании. Так, в группах «Золотая рыбка», и «Золотой ключик» находились 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Один из них полностью освоил программу и может посещать общеобразовательную школу, другой, в связи с заболеванием не смог освоить программу и был переведен в коррекционную группу. Таким образом, данный подход даёт возможность поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что в свою очередь даёт шансы и возможности для дальнейшего обучения и развития. Ежемесячно проводится анализ заболеваемости, выясняются причины. Для снижения заболеваемости в группах проводятся следующие мероприятия: в теплое время года - контрастное обливание ног, сон при открытых фрамугах, дозированный оздоровительный бег на воздухе, в том числе по дорожкам препятствий, хождение босиком по спортивной площадке, сон в трусах (без майки); в холодное время года - оздоровительный бег на улице, ходьба по массажным коврикам, проведение утренней гимнастики и физкультурных занятий босиком, интенсивное закаливание стоп с использованием солевой дорожки. За прошедший учебный год заболеваемость простудными заболеваниями составила 1,77 детодня (8,13 %).
Охрана здоровья реализуется через соблюдение режима дня, светового режима, температурного режима, режима занятий, чередование двигательной активности с динамическим состоянием организма, выполнение медицинских назначений. В ДОУ имеются кварцевые лампы, кварцевание проводится по графику. Соблюдаются питьевой и воздушный режим.
Творческой группой педагогов разработана программа «Здоровье день за днём» - комплексная система воспитания ребёнка–дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. В ней отражается комплексный подход к здоровьесбережению детей в ДОУ. Программа предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами ДОУ содержания обучения и воспитания. Педагогам предлагаются методики закаливания и оздоровления: парадоксальная и кинезиологическая гимнастика, су-джок, точечный самомассаж по Уманской, гимнастика для глаз, «солевая дорожка». В рамках программы «Здоровье день за днём» уже внедрены и используются здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья, обучения здоровому образу жизни, физкультурно-оздоровительные технологии, техноло