Проект перспективного развития МБДОУ д/с № 20 «Дельфин» разработан с целью оптимизации воспитательно-образовательного процесса, обновления содержания образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа».
Основные задачи проекта
- Обеспечить переход ДОУ на новые образовательные стандарты.
- Разработать систему поддержки одаренных детей.
- Создать оптимальную среду для развития здорового образа жизни воспитанников.
- Развивать педагогический потенциал для обеспечения высокого качества образовательного процесса.
- Улучшить инфраструктуру ДОУ, чтобы создать комфортную развивающую среду для развития и воспитания детей дошкольного возраста с учетом социальных требований.
Проект перспективного развития ДОУ содержит 5 проектов, определяющих приоритетные направления работы коллектива, каждое из которых конкретизируется рядом задач и механизмом их достижения.
ПРОЕКТ
«Обновление содержания образования»
Актуальность проекта
До настоящего времени в сложившихся условиях функционирования ДОУ критериями развивающего эффекта образования детей дошкольного возраста являлись:
- выполнение временного стандарта дошкольного образования (критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ);
- диагностика освоения детьми образовательной программы,
- качество успеваемости его выпускников в начальной школе,
- уровень развития их психических качеств - самостоятельности, инициативности, креативности, произвольности самосознания, способности к самооценке.
Оценка деятельности ДОУ во многом складывалась из соотношения между ожиданиями в удовлетворении образовательных запросов и потребностей родителей и содержанием, результатами образовательного процесса учреждения.
Однако, происходящие в настоящий момент значительные изменения - введение стандартов общего образования, изменение структуры и содержания образования, реализация инновационных педагогических и информационных технологий, переход на новую систему оплаты труда - нацелены на улучшение качества образования. Актуальным становится выработка и внедрение эффективных механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в системе образования. И, как следствие - развитие новых методов управления, ориентированных на переход от управления на основе предписаний к управлению на основе анализа процессов, происходящих в системе образования.
Ключевыми характеристиками такой системы становятся гласность, открытость и прозрачность процедур, а индикаторами успешности – развитие личности ребёнка: удовлетворение его познавательных интересов, раскрытие творческих способностей, формирование основ здорового образа жизни. С этой целью в ДОУ скоординирована работа педагогов по организации и сопровождению индивидуальных маршрутов развития воспитанников и информированию родителей о процессах развития детей.
Разработка, корректировка и усовершенствование образовательной программы учреждения и имеющейся в ДОУ воспитательно-образовательной системы становятся первоочередными задачами. Необходимо вариативно интегрировать в общем образовательном процессе ДОУ инновации по всем направлениям развития детей, информационные технологии, передовой педагогический опыт других образовательных учреждений, адаптируя их к условиям ДОУ. Важно также учитывать возросшие запросы родителей к качеству образования и дополнительным услугам, предоставляемым детским садом.
В связи с этим, приоритетными становятся следующие направления:
- создание механизмов определения и распространения передового педагогического опыта в области дошкольного образования;
- поддержка инновационных разработок педагогов ДОУ вариативное использование их в системе образовательной работы учреждения;
- разработка эффективной системы мониторинга и контроля качества образования.
Проект «Обновление содержания образования» направлен на создание условий, которые позволят обеспечить оптимальное содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», качество воспитательно-образовательного процесса, развитие интегративных качеств личности ребенка.
Цель проекта - оптимизация воспитательно-образовательной системы ДОУ путём приведения содержания и форм реализации образовательного процесса в соответствие с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Задачи проекта
- Разработать образовательную программу учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
- Обеспечить образовательную программу учебно-методическими комплектами.
- Разработать эффективную систему мониторинга и контроля качества воспитательно-образовательного процесса.
- Внедрять современные формы информирования и пропаганды педагогической деятельности.
Совершенствовать деятельность ДОУ в контексте единого образовательного пространства по проблеме преемственности между детским садом и школой.
Прогнозируемый результат
Образовательная система дошкольного учреждения приведена в соответствие федеральным государственным требованиям; в достаточном количестве обеспечена методическими и дидактическими материалами.
- Внедрена система оценки качества образования детей дошкольного возраста.
- Обеспечена прозрачность воспитательно-образовательной системы ДОУ для родителей и социума.
ПРОЕКТ
«Развитие системы поддержки талантливых детей»
Актуальность проекта
На современном этапе система дополнительного образования детей рассматривается как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов личностного и социального самоопределения детей. Она выполняет не только развивающую, обучающую, воспитывающую, но и социально-педагогическую, реабилитирующую, компенсаторную профилактическую функции.
Однако, актуальность проблемы развития дополнительного образования дошкольников возрастает.Оно должно характеризоваться широтой личностно-ориентированного подхода к детям, базироваться на их образовательных потребностях и способствовать развитию интересов детей и их творческих возможностей, раннему выявлению их способностей.
Активизация творческого потенциала педагогов по организации дополнительных образовательных услуг способствует эффективности и качеству образования в учреждении, актуализации индивидуальных потребностей детей, их личностному и социальному самоопределению.
В ДОУ накоплен опыт работы с воспитанниками для развития детских способностей и талантов в форме кружковой и студийной деятельности. Сегодня необходимо обеспечить вариативность выбора дополнительных услуг, предоставляемых ДОУ для реализации запросов родителей воспитанников в сфере образования и укрепления здоровья детей.
Цель проекта - создание оптимальных условий для развития дополнительного образования воспитанников ДОУ, направленного на целостное развитие ребенка и максимальную реализацию его потенциальных возможностей.
Задачи проекта
- Развивать профессиональную готовность педагогов к работе с одарёнными детьми.
- Совершенствовать единое образовательное пространство на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей.
- Осуществлять взаимодействие ДОУ и учреждений дополнительного образования детей с целью совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей.
- Вовлекать родителей воспитанников в организацию дополнительного образования с целью развития воспитательного потенциала семьи.
Прогнозируемый результат
Внедрение эффективной системы работы с одаренными детьми, включающей в себя:
- выявление талантов (склонностей, задатков, способностей на занятиях и в совместной деятельности, во время диагностических обследований);
- индивидуальную работу по развитию одаренного ребенка воспитателями и специалистами ДОУ;
- кружковую и студийную работу в ДОУ;
- занятия в учреждениях дополнительного образования района, города;
- участие детей в конкурсах, смотрах, фестивалях разного уровня.
Кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение системы дополнительного образования учреждения на основе личностно-ориентированного подхода к каждому воспитаннику.
ПРОЕКТ
«Совершенствование педагогического корпуса»»
Актуальность проекта
Создание организационно-методических условий повышения профессиональной компетентности педагогов невозможно рассматривать в отрыве от основных направлений модернизации системы российского образования.
Необходимость оптимизации повышения квалификации педагогов обусловлена изменениями, которые происходят сегодня в системе российского образования. Она может быть выражена в интеграции возможностей ДОУ в условиях взаимодействия между основными субъектами системы повышения квалификации: институтом повышения квалификации, учреждениями дополнительного педагогического профессионального образования, методическими службами, педагогами.
Потенциал ДОУ может быть представлен опытом использования эффективных форм работы по повышению квалификации педагогических кадров: самообразование, обмен ППО, обучающие семинары и практикумы, мастер-классы. Кроме того, имеющиеся в учреждении материалы ППО и инновационные продукты могут стать ресурсами для использования в системе повышения квалификации кадров.
Для успешного включения и плодотворную работу по проекту «Совершенствование педагогического корпуса» необходимо проанализировать состояние внутренних ресурсов ДОУ, апробировать новые формы самообразования; наставничества и практический обмен инновациями.
Цель проекта - повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через создание организационно-методических условий повышения квалификации, изучения и использования в своей деятельности современных педагогических технологий.
Задачи проекта
- Обеспечить участие педагогов ДОУ в многоуровневой, вариативной системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров района, ориентированной на актуальные направления современной системы образования.
- Совершенствовать практические умения педагогов в области современных педагогических технологий.
- Совершенствовать формы самообразования педагогических кадров ДОУ для обеспечения индивидуального пути педагогов в развитии профессионализма.
- Распространять инновационные разработки, ППО в области совершенствования образовательной деятельности.
- Выявлять творчески работающих педагогов, имеющих высокий профессиональный рейтинг в ДОУ, среди воспитанников, родителей и общественности.
Прогнозируемый результат
- Распространение опыта высокопрофессиональных и творчески работающих педагогов.
- Формирование готовности педагогов осуществлять профессиональную деятельность в условиях модернизации образования.
- Создание информационно-методической базы педагогического процесса ДОУ.
- Рост самосознания, активности, профессиональной компетентности педагогов.
- Создание условий для интерактивного взаимодействия педагогов с целью обмена инновационным опытом, идеями, самообучения и взаимообучения для профессионального развития, повышения уровня профессиональной компетентности
ПРОЕКТ
«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников»
Актуальность проекта
Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы МДОУ детский сад № 20 «Дельфин».
Для комплексной реализации деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников разработана программа «Здоровье день за днем» на период 2011-2014 гг., которая сегодня является инструментом ориентации и интеграции усилий всего педагогического коллектива, родителей и медицинских работников к будущим желаемым результатам.
Программа «Здоровье день за днем» разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ: анализ управленческой системы, научно-методическое и материально-техническое обеспечение, комплексная оценка здоровья дошкольников, анализ результатов подготовленности воспитанников, характеристика физкультурно-оздоровительной работы.
Программа «Здоровье день за днем» - это комплексная система воспитания и развития ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она предполагает возможность самостоятельного отбора педагогами содержания обучения и воспитания. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, личностных интеллектуальных и творческих качеств детей должны решаться интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Содержание образовательной работы должно быть направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
- развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
- накапливать и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями);
- формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, творческое отношение к физическим упражнениям;
- формировать интерес к эстетической стороне физического воспитания, удовлетворять потребность детей в самовыражении;
- прививать культурно-гигиенические навыки;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни и безопасном поведении.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности делают состояние эмоционального наслаждения ребёнка средством его эстетического воспитания, психического и физического развития.
Разработанная система физического воспитания должна органично войти в жизнь детского сада, решать вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, иметь связь с другими видами деятельности и нравиться детям.
Данный проект направлен на координацию деятельности всего педагогического коллектива, родителей, медицинских работников по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада, развитие творческого подхода к организации физического воспитания, укрепление материально-технической базы ДОУ и формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью.
Цель проекта - создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у воспитанников, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи проекта
- Создать здоровьесберегающую образовательную среду, обеспечивающую осознание ребёнком успешности в любых видах деятельности и снятие всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса.
- Проектировать воспитательно-образовательный процесс с целью обеспечения взаимосвязи системы физкультурно-оздоровительной работы с творческим и интеллектуальным направлениями педагогической деятельности в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников.
- Учить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в движении; помогать использовать движение как средство психологического раскрепощения ребёнка, воспитывать основы здорового образа жизни.
- Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
- Привести состояние помещений, детской мебели, питания в ДОУ в соответствие с СанПиН.
Прогнозируемый результат
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.
- Снижение заболеваемости.
- Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
- Повышение внимания дошкольников, родителей и педагогов к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
ПРОЕКТ
«Изменение инфраструктуры учреждения»
Актуальность проекта
Изменение инфраструктуры учреждения включает в себя несколько направлений:
- Санитарно-бытовые условия: текущий ремонт, преобразование различных помещений в ДОУ, благоустройство территории.
- Развитие взаимодействия ДОУ с организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и пр.
- Оснащение учебным оборудованием.
- Обеспечение безопасности и организация охраны ДОУ.
Модернизация образовательного учреждения связана с необходимостью решения одной из главных задач на современном этапе: формирование информационной компетентности участников образовательного процесса, заключающейся в овладении навыками работы в Интернете, использовании новых электронных образовательных ресурсов, информационных средств и технологий. Информационная система должна комплексно обеспечить все процессы в ДОУ: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.
Цель информатизации образовательного процесса ДОУ – создание модели ДОУ, отражающей систему организации педагогического процесса с использованием информационных технологий:
- переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
- совершенствование у педагогов информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий;
- создание информационного пространства ДОУ с внедрением компьютерных технологий в информационно-управленческую деятельность;
- автоматизация делопроизводства и ведения документации педагогами;
- обеспечение автоматизации управленческой деятельности: процессов контроля, коррекции, результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики.
Цель проекта – создание условий для изменения и обновления инфраструктуры учреждения, развития и формирования информационной компетентности педагогов, дополнительного образования воспитанников ДОУ, направленного на повышение качества образования детей дошкольного возраста.
Задачи проекта
- Повышать уровень овладения средствами информационно-коммуникационных технологий педагогическими работниками.
- Обеспечить эффективную работу сайта.
- Развивать сетевое взаимодействие между участниками образовательного процесса.
- Повышать уровень благоустройства ДОУ и его территории.
Прогнозируемый результат
- Эстетичный внешний и внутренний вид детского сада.
- Создана локальная сеть в ДОУ.
- ДОУ оснащено учебным оборудованием.
- Обеспечена безопасность сотрудников и воспитанников.
Деятельность ДОУ по реализации Проекта перспективного развития
Сроки | Задачи и содержание деятельности | Результат |
2011-2013 |
процесса основных направлений Проекта развития ДОУ.
| Повышение эффективности образования в соответствии с требованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
2013-2014 |
| Повышение качества и обеспечения доступности современного образования в рамках комплексной модернизации |
Разработчик Проекта перспективного развития ДОУ – О.А.Жерносекова, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
Исполнитель Проекта перспективного развития - педагогический коллектив МБДОУ д/с № 20 «Дельфин»